Артистка цирка Любовь Соколова

Воздушный цирк-театр "Симбиоз"

http://theatr-simbioz.ru/

Воздушная гимнастика

"Выше нас только небо"             
Полёт в небеса свободной птицы
Не зная страха высоты ей не нужны границы,
Она под куполом парит
Летая без усилья,
Как будто бог ей подарил невидимые крылья.

Воздушные гимнастки это - принцессы цирка, и восхищаясь
 их таланту, красоте, упорному труду,выносливости,готовности к ежедневному риску, умению преодолевать страх, усталость и боль, а также умение в любых ситуациях выглядеть элегантно и неотразимо снискали к себе поистине всенародную любовь,  и уважение.

К воздушной гимнастике относятся цирковые номера, выполняемые на снарядах или аппаратах, подвешенных  в воздухе, с помощью тросов или других иных крепёжных приспособлений. Номера воздушной гимнастики исполняются, как на снарядах, закреплённых на месте(статика), так и на снарядах раскачивающихся, движущихся по кругу, а также поднимающихся и опускающихся вверх, вниз.

                               История жанра

Первым воздушным снарядом, появившимся в современном цирке, cчитается трапеция, на которой французский гимнаст Жюль Леотар 12 ноября 1859 г. впервые выполнил номер "Перелет с одной трапеции на другую", чем привел в полный восторг собравшуюся публику, тем более, что артист исполнил его без страховки, расстелив лишь внизу обычные матрацы. С этой даты, по сути, и начинается, славная история, самого восхитительного и зрелищного жанра циркового искусства - воздушной гимнастики. Не смотря на то, что сейчас не возможно себе и представить, что какая ни будь цирковая программа, обойдется без воздушных номеров, сделав ее сразу скучной, пресной и не интересной, этот жанр достаточно молод, и появился в цирке одним из последних. Лишь после того, как были придуманы надежные конструкции и приспособления для страховки гимнастов, в виде сеток и лонж 19, этот жанр по настоящему, расцвел и получил возможность для своего полноценного развития.

Жюль Леотар 12 ноября 1859г. Париж цирк "Наполеон"

Специфика жанра основана на демонстрации необычных навыков владения своим телом, превышающих способности среднего человека, и выходящие за рамки обыденного.

Рискованный трюк - это король циркового искусства, поэтому воздушные гимнасты, рискуя порой не только получить травму, но даже своей жизнью, стараются исполнять эффектные и порой самые отчаянные трюки, чтобы показать безграничные возможности человеческого тела и духа. Не зря, этот жанр считается самым зрелищным и завораживающим в цирковом шоу. Воздушные гимнасты демонстрируют силу, ловкость и смелость, недоступные обычному зрителю. Ещё одна причина популярности воздушных номеров основана на стремлении зрителей "пощекотать себе нервы", ощутить опасность, подстерегающую гимнаста. Недаром существует устойчивое словосочетание "смертельный номер", которое ассоциируется с работой без страховки, и является предметом гордости любого воздушного гимнаста. Это элитарное и эксклюзивное искусство, которое покоряет сердца и заставляет зрителей, восхищённо рукоплескать каждому красивому трюку, исполняемому в воздухе. Особенно привлекательна в этом смысле воздушная гимнастика в исполнении грациозных девушек. Прелестные создания обладают не только красотой и пластикой, но и показывают порой сложные, силовые элементы в воздухе.

Основной реквизит и направления воздушной гимнастики:

1. Трапеция, подколенная и партерная рамка, воздушный полет, кольцо, корд - де - парель (канат), корд - де - волан, бамбук, вертушка, полотно, ремни, штейн - трапе (воздушный эквилибр). также существует в контексте воздушной гимнастики и другие снаряды, такие как петли, турники, зубники, лопинги, семафоры и т.д. Появляются и разрабатываются новые цирковые  реквизиты, такие например как воздушный шест, сетка или летающий куб на которых гимнасты движутся по кругу, раскачиваются, вращаются или находятся в статичном положении  выполняя на них интересные и оригинальные трюки. Воздушными номерами являются лишь те, которые исполняются на снарядах подвешенных в воздухе, которые поднимаются, опускаются, раскачиваются, вращаются или находятся в статичном положении на высоте не ниже 4-х метров. В воздушных номерах принимают участие в основном артисты двух наименований, это ловиторы и вольтижеры. Ловитор, это нижний гимнаст, который ловит, а вольтижер, это верхний исполнитель, который летает и которого ловят. В зависимости от функции каждого из них, разрабатываются специальные программы для их физической подготовки. Ловитор - должен быть более сильным, массивным и мускулистым, чтобы с помощью своей мышечной массы придавать динамику и четко выбрасывать вольтижера на нужную заданную амплитуду и высоту для исполнения им эффектных трюков в воздухе. Вольтижер - напротив должен быть легким и стройным, но в тоже время сильным и обкрученным, чтобы в полете филигранно выполнить нужный элемент в руках партнера или перелететь на другой воздушный снаряд находящийся на определенном расстоянии, крепко уцепившись за него руками. Также особую специальную систему подготовку проходят и соло исполнители, для которых очень важна сила, выносливость и развитость всех абсолютно мышечных групп а также красивое, сбалансированное и пропорциональное во всех отношениях тело. Воздушные гимнасты должны быть, своего рода Бетманами , у которых не может быть слабых сторон, т.к они могут рассчитывать только на себя и свои функциональные возможности. Поэтому очень важно грамотно и профессионально разрабатывать для них системы базовых тренировок, способствующие их серьезной и фундаментальной физической подготовки, отличающиеся от обычного ОФП. В них должны быть задействованы не только обычные силовые тренажеры и отягощения, но и специальное оборудование, которое позволяет развивать, не только силу и выносливость, но также баланс, координацию и вестибулярный аппарат. Важное уточнение, эти тренировочные программы, полезны и необходимы не только воздушным гимнастам, но и всем тем, кто качественно желает улучшить свою спортивную форму и построить фигуру своей мечты, которой будут восхищаться окружающие. Тренировки на специальных воздушных снарядах и работа со своим весом на порядок эффективнее всех ныне существующих систем в фитнес индустрии, они позволят вам зарядится энергией, повысить свою самооценку  и научат идеально управлять своим телом, в любых жизненных ситуациях.

Выступление профессиональных воздушных гимнастов связано с большой и кропотливой подготовительной работой, которая порой не видна и незнакома простому обывателю.

Каждодневные репетиции, сорванные мозоли, синяки а порой и травмы, делают этот труд по истине героическим. К сожалению, экономический кризис не миновал и цирковое искусство, и поэтому для постоянного поддержания себя в форме, артисту необходимо ежедневно тренироваться и тем самым зачастую самостоятельно оплачивать дорогостоящую аренду сценической площадки, делать за свой счёт костюмы и оригинальный воздушный реквизит. Но, не смотря на это, они продолжают творить и совершенствовать своё искусство.

Обыденность и однообразие шоу-программ, и исполнителей всё чаще заставляют организаторов различных развлекательных мероприятий обращаться к оригинальному и восхитительному жанру воздушной гимнастики. Гимнаст не может отработать под фонограмму (за исключением музыкальной) потому, что это настоящее живое искусство, не требующее подтверждений, оно творится здесь и сейчас, на ваших глазах. Использование современных тенденций в искусстве помогает создавать из многих воздушных номеров  мини-спектакли, со своим неповторимым образом и постановкой. Народ требует "хлеба и зрелищ", всё это вы получите в полной мере, используя  воздушные номера в своих шоу-программах.

Цена на профессиональные воздушные номера зависит от уровня исполнителя, сложности и оригинальности данных номеров, времени, места, масштаба мероприятия и  количества выступлений.

В стоимость номеров также входит:

  • аренда сценической площадки для репетиций и подготовки к выступлению;
  • вознаграждение ассистенту (помощнику в номере);
  • подвеска реквизита;
  • транспортные расходы.

Райдер на работу:

Технический:

  • Высота для подвески от 5-9 метров, две точки подвеса на верху, нагрузка на точку подвеса не меньше 300 кг, и одна точка внизу. Тура или другое подъемное устройство для подхода к месту крепления подвески.
  • Помощников для подъема артистки ( по необходимости ) от 1-2 человек.
  • После окончания мероприятия своевременно предоставить тех. средства для снятия подвески (реквизита).

Финансовый

  • Предоплата 50% минимум за 3 дня до выступления (менее 3-х дней 100%) вторая часть выплаты 50% после подвески реквизита и прогона номера на рабочей площадке до начала работы.                     (в новогоднюю декаду с 15 дек. предоплата 100%)
  • В случае не предоставление артисту технических средств для подвески реквизита ( оговоренных заранее ) принимающая сторона при необходимости производит полную оплату подвески и крепежа оборудования ( альпинистам ) и гонорара артисту в полном объеме.
  • Оплата дополнительных репетиций вне рабочего дня.

Бытовой

  • Размещение в отдельной гримерке для разминки, подготовки к работе и отдыху после выступления.
  • Легкий ужин после выступления ( бутерброды, чай, кофе, сок, мин.вода без газа )

                              Воздушный реквизит

Трапеция (греч.trapeze - стол) Представляет собой металлическую перекладину к краям, которой крепятся веревки. Это первый воздушный реквизит, появившийся в цирке, он является одним из самых зрелищных и динамичных. Трапеции бывают одинарными, двойными и групповыми. Характерны два варианта подвеса: 1 вар. жесткий на штамберте (штамборт) и 2 вар. на свободном тросе, в зависимости от этого прорабатывается трюковая часть исполнителя, обрывная или статичная работа на данном реквизите. Обрывы бывают сложными и более простыми. Сложными считаются разного рода пируэты, кульбиты, приходы в носки, перелеты и т.д., более простыми, сход под коленки и резкие переходы на перекладине. также на трапеции выполняются разнообразные силовые трюки и красивые элементы на растяжку и гибкость.

Полотно (анг.arial silk) Представляет собой два длинных полотна, тянущейся или слабо тянущейся ткани, шириной от 1-1,5 м. Это очень женственный и эффектный реквизит для любой девушки, на котором она показывает всю свою грациозность и привлекательность. Один из самых молодых воздушных снарядов, появившихся в современном цирке. Выделяется разновидность полотен: вертикальные, корд-де-волан и петля. При создании некоторых воздушных номеров идет совмещение полотна с другими реквизитами, например с трапецией или кольцом, что заметно расширяет границы использования этого зрелищного и красивого воздушного реквизита.

Корд -де- волан (фран.cord-de-volan - летающий шнур, канат) Воздушно - гимнастический снаряд, подвешиваемый обоими концами, в виде свободно раскачивающейся дуги. Вносит заметное разнообразие в конструкции многих воздушных номеров, таких как полотно, канат, сетка и д.р. На нем можно раскачиваться, делать обрывы, а также обратно трансформироваться в обычный классический реквизит.

Кольцо - металлический круг или овал, имеющий разные размеры по толщине и диаметру обхвата. Используется преимущественно для демонстрации пластики, гибкости и растяжки. Это самый доступный снаряд, где требуется умеренная физическая подготовка, но высокая степень грациозности и артистизма. Воздушное кольцо, иногда принимает самые неожиданные конфигурации, например , в виде квадрата или угольника, но при этом заметно сокращает свои возможности по трюковой части. Также в работе на нем применяют доп. реквизит - петлю, которая заметно увеличивает разнообразие и зрелищность данного циркового снаряда.

Корд-де-парель (фран.cord-de-peril - канат) Воздушно - гимнастический снаряд на котором артист, исполняет упражнения динамичного ли плавного вращения, обрывные трюки, кульбиты и силовые элементы (флажки, бланши и подъемы) Реквизит не простой и в отличии, например от полотен достаточно жесткий, но его преимущество в том, что на нем можно выполнять головокружительные крутки в руках, ногах, а также используя для этого доп. реквизит, такой как зубник или петли.

Ремни (нем.schtrabat abfall - затяжной срыв) Воздушно - гимнастический снаряд, состоящий из двух параллельно висящих длинных ремней (с петлями на конце), с помощью которых осуществляются, силовые элементы, такие как бланши, флажки, кресты и т.д. На этом снаряде в основном выступают ребята, показывая на нем чисто мужские трюки. Но со временем девушки стали оспаривать, это первенство и любовь к сложной в физическом плане работе, сделавшись вполне конкурентно способными и прогрессирующими на этом воздушном снаряде.

Стропы (петли)- Реквизит схожий по структуре и внешнему виду со штрабатами, но имеет существенное отличие по трюковой части и в плане его универсальности. Стропы в отличие от ремней, довольно мягкий реквизит, на котором можно, трансформировав его в корд-де-волан крутиться, плавно переворачиваться и выполнять элементы, связанные с растяжкой, балансом и красивой демонстрацией всех граней и линий своего пластичного тела.

1 вариант

2 вариант

Гимнастические кольца - Реквизит, пришедший в цирк из спортивной гимнастики, отличающийся от спортивного варианта, своей формой и материалом из которого они сделаны. Цирковые кольца (Римские), это металлические угольники с втулками соединенные цепями, крепящимися к веревкам. Угольная форма колец, обусловлена, более удобным положением кистей, при выполнении такого элемента, как Штиц.Также этот снаряд используется артистами цирка, как основной для физической подготовки и набора силовых кондиций. Все мышечные группы гимнаста задействованы при любых тюках выполняемых на кольцах, начиная с подъемов, подтягиваний, бланшей, крестов, флажков, отжиманий, выкрутов и заканчивая амплитудными швунгами и соскоками.

                                    Словарь

Большинство слов и названий в современном цирке имеют немецкое, французское или итальянское происхождение т.к. родоначальниками этого вида искусства считаются именно эти страны.

1. "Ап!" - условный сигнал, который один из исполнителей подает своему партнеру, в момент перехода от одной части пассажа к другой, а также начало или окончание исполнения трюка и предупреждение о какой нибудь нестандартной или опасной ситуации.

2. "Аттракцион" - (фран. attraction -притяжение) Центральный номер программы, отличающийся элементами новизны и трюковой насыщенностью, а также яркостью и зрелищностью исполнения.

3. "Баланс" - (фран. balance) Сохранение равновесия и устойчивости.

4. "Бамбук" - цирковой реквизит воздушной гимнастики, состоящий из металического шеста, свободно подвешенного по вертикали одним концом, динамически описывающий круги под куполом цирка (изначально изготавливался из бамбука).

5. "Барьер" - (фран. barrier - препятствие) Круговое ограждение манежа шир. 40-50 см. и выс. 50-60 см.

6. "Бланш" - (фран.planche - доска) Плоская поверхность; в цирке есть 3 варианта его исполнения: задний, передний и боковой. Силовой элемент, при котором корпус исполнителя принимает горизонтальное положение относительно пола.

7. "Верхний" - (нем. oberman - верхний человек) Артист, который находится на верху и страхуется партнером, находящимся внизу во время исполнения трюка.

8. "Воздушная гимнастика" - разновидность циркового жанра. Упражнения, исполняемые одним или труппой артистов на снарядах, подвешенных в воздухе.

9. "Вольтижер" - (фран. volter - крутить) Гимнаст, который в воздухе выполняет разнообразные элементы и трюки, как самостоятельно, так и с помощью партнеров.

10. "Гастроли" - (нем. gast - гость, rolle - роль) Выступление артиста вне места его постоянной творческой деятельности.

11. "Группировка" - прием при исполнении сальто, кульбитов и др. акробатических упр., при которых акробат или гимнаст сгибает колени, подтягивает их к груди и обхватывает их руками.

12. "Гимнастика" - (греч. - тренирую, упражняю) Спортивный и цирковой жанр включает в себя демонстрацию упр. на специальных снарядах и аппаратах.

13. "Зубник" - приспособление для воздушного гимнаста, зажатое во рту, на котором он исполняет динамическое вращение.

14. "Копф штейн" - (нем. kopf -голова, chtein - стоять) Трюк - стойка на голове исполняется также на воздушном реквизите штейн трапе.

15 "Корд-де-волан" - (фран. cord de volan - летающая веревка, шнур, канат) Воздушно - гимнастический снаряд. Подвешенный обоими концами, в виде свободно раскачивающегося полукольца, дуги.

16. "Корд-де-парель" - (фран. cord de peril - канат) Воздушно - гимнастический снаряд. Вертикальный канат, на котором артист исполняет упражнения динамичного вращения, обрывные трюки и силовые элементы (флажки, бланши и подъемы).

17. "Купол" - (итал. cupola - свод) Выпуклая крыша циркового здания в виде полушария с металлическим, деревянным, бетонным или брезентовым покрытием.

18. "Ловитор" - (нем. lavator - ловить) Гимнаст или акробат, ловящий партнера, который исполняет отрывную работу в воздухе.

19. "Лонжа" - (фран. longe - длинный ремень, аркан, веревка) Приспособление, обеспечивающее безопасность артистов страхующее их при исполнении особо опасных трюков.

20. "Манеж" - (фран. manege - круг) Площадка диаметром 13 метров, обусловленная требованиями конных номеров, для плавного и равномерного хода лошади по кругу, во время исполнения на ней элементов джигитовки, вольтижировки, акробатики и жонглирования.

21. "Нижний" - (нем. unter mensh - нижний человек) Артист, который ловит и страхует верхнего гимнаста или акробата, при исполнении трюков (аналог ловитор).

22. "Росгосцирк" - Гос.цирковая компания, право приемник объединения "Союзгосцирк", в котором работают более 2000 профессиональных артистов цирка. В нее входят более 40 стационарных и передвижных цирков.

23. "Швунг" - (нем. schwung - взмах) Резкий рывок тела артиста при исполнении трюков.

24. "Штиц" - (нем. stutze - подпорка) Гимнастический трюк, когда артист подтягивается на кольцах до высоты плеч и переходит в упор на вытянутых руках.

25. "Эквилибр" - (лат. aecuilibris - равновесие0 Стойка на руках, голове и тд.

                                          №20

                                     Новости

(Актуальная информация и интересные новости из мира цирка и воздушной гимнастики)

1. Наконец - то это случилось! У циркового искусства появился свой профессиональный праздник. В 2014г. благодаря организатору престижного циркового фестиваля в Монте - Карло, принцессе Монако Стефании, удалось договориться с организацией ООН об официальном учреждении международном дня цирка, который будет теперь отмечаться ежегодно, каждую 3-ю субботу апреля. К сожалению это не фиксированная дата, по причине о которой история умалчивает, в отличии от первого выступления и появления в современном цирке воздушной гимнастики, которое произошло 12 ноября 1859г. и с той поры все любители и профессиональные артисты этого циркового жанра , вне гласно отмечают это замечательное событие.

2. С большим размахом в цирковом сообществе 26 августа отметили 100 - юбилей Советского  цирка. Именно в этот день в 1919г. был подписан декрет об образовании  "Театрального и циркового дела",  как видов искусств нового советского государства (в дальнейшем получившее свое название объединение "Союзгосцирк") В СССР цирк получил мощную поддержку и достиг своего самого значительного развития за всю историю существования нашей страны. В Cоветском Союзе были построены более 60 стационарных  современных цирков в которых работало более 5 тысяч профессиональных артистов. На цирковое искусство работали самые передовые технологии, что позволяло создавать потрясающие  номера, которым до сих - пор нет аналогов в мире. Советский цирк был самым популярным и массовым видом искусства, и по праву считался лучшим на планете земля. С праздником всех поклонников и профессионалов нашего великого искусства!

3. В компании миллиардера Илона Маска заявили о разработке и создании уникальных роботов людей, способных выполнять сложные команды по прыжкам, переворотам, подтягиванию на перекладине, подъему тяжестей и многому другому. Этим изобретением  уже заинтересовался всемирный цирк Дю Солей и не ровен час когда под куполом мы увидим роботов перелетающих с реквизита на реквизит или акробатов делающих сальтомортале на подкидных досках. Так что скоро и живых цирковых артистов заменят на бессловестные машины, которым будет не знакома усталость страх и человеческие эмоции. Надо успеть нам с вами реализовать свой творческий потенциал, пока киборги не захватили все на этой земле. Не даром ученые и специалисты предрекаю массовую замену людей на роботов в  различных производствах на 50% уже к 2030 г.

4. Росгосцирк планирует в скором обозримом будущем, открыть инновационные цирки в Москве и Петербурге. Новые здания начнут функционировать не раньше 2024г. Об этом заявил генеральный директор компании, во время заседания Министерства культуры. На данный момент уже существует проект помещений, он разработан так, что при необходимости купол сможет трансформироваться в концертный зал. Вместимость таких цирков будет почти 3 тыс. человек, финансирование проектов планируется из гос. бюджета, из которого выделят около одного миллиарда рублей. При нынешней не простой экономической ситуации в стране и учитывая, в каком состоянии находятся стационарные государственные цирки в России, в это верится с трудом. Но будем верить и надеяться, что государство, наконец - то повернется к цирковому искусству лицом и наши артисты будут выступать на современных и технологичных площадках соответствующих высокому мировому уровню, для зрелищной демонстрации разнообразных цирковых жанров и в первую очередь, конечно же воздушного.

Все авторские права правообладателей данного сайта защищены. Без письменного разрешения администрации полное или частичное копирование информации, фото и видео материалов категорически запрещено.

Арт-проект "Мир воздушной гимнастики" - Предлагает: номера и артистов воздушного жанра для работы на различных площадках (цирки, театры, концертные залы, дворцы спорта, отели, ночные клубы, парки, выставочные и развлекательные бизнес центры) с высотой не менее 5 м. Выступление в совместных программах с артистами разных жанров, телевизионых шоу, выставках, участие в съемках кино, рекламе и видео клипах.

Разработка: цирковых и сценических эффектов, промо-   акции и презентации, каскадерские трюки, подвеска спец.оборудования (подъемы, спуски, качи, крутки). Подготовка номеров и подбор артистов для любых мероприятий и творческих проектов.

Обучение: Профессиональное обучение жанру воздушной гимнастики и физическая подготовка для всех желающих, по новейшим и специальным методикам "Aircircusfit", приглашаются девушки от 18 до 38 лет (строго). Проводятся индивидуальные, групповые и парные занятия, а также мастер классы на разнообразном воздушном реквизите, (полотна, корд-де-волан, корд-де-парель, трапеция, кольцо, стропы, петли, ремни. (занятия по всем дисциплинам проводят профессиональные дипломированные артисты цирка и опытные тренера по физической подготовке)

см.раздел "Обучение"

Доп. дисциплины:-тренировка на координацию и баланс, акробатика, эквилибр, растяжка, актерcкое мастерство, хореография, востановительные и лечебные методики, жонглирование, антропометрия и спортивное питание, техническое обучение(подвеска реквизита), психологический тренинг, пиар и реклама в искусстве.                                  

Цирковой воздушный аттракцион:    Кто хочет ощутить волшебное чувство полета, не зависимо от своей физической формы, соприкоснуться с великим цирковым искусством, попробовать себя в роли настоящего гимнаста, приглашаем вас и ваших друзей на наш аттракцион. Всего за один час вы полетаете на нескольких воздушных реквизитах - полотнах, трапеции,кольце,подъемных тросах и стропах. Подарок, который запомниться вам на всю жизнь! Восторг и яркие эмоции гарантированны!

Конкурс-фестиваль по воздушной гимнастики "Небесные ласточки":Всем поклонникам циркового искусства и воздушного жанра предоставляется уникальная возможность под руководством настоящих профессионалов воплотить свои заветные мечты и желания в реальность и принять участие в первом любительском цирковом конкурсе-фестивале.

(подробнее в разделе"Обучение")